Радуга над Оаху.

Андрей Великанов, 3 Мар 2019

Впервые с Гавайскими островами я познакомился совершенно необычным образом.
Где — то в конце февраля 2006 года мне позвонила дочь
— Пап, хочу с тобой весенние каникулы провести. – Пропищала телефонная трубка.
Обитали мы тогда в США, а Миля была второкурсницей WSU (государственный университет штата Вашингтон) и жила отдельно в городе Pullman. От нашего хутора восемь часов езды на восток.
Когда я поделился неожиданной новостью на работе, то Дуби Бейкер, главный спец по душевным делам и всякому необычному туризму мечтательно произнёс:
— Тебе несказанно повезло дружище, каждый американский папа мечтает о таких каникулах вдвоём с дочкой. Впрочем, у тебя есть лишь один вариант — Hawaii, Waikiki. Только учти, отель берешь на первой линии, машину с открытым верхом, а для полного масла и собственного спокойствия — оплачиваешь билет в оба конца дочкиной подруге.


Так я впервые встретился с самым райским уголком на Земле. Правда, в тот раз кореша – Бейкера я до конца не послушался и подружку дочери с собою не взял. За что впоследствии получил по самой полной — через два дня в нашем гостиничном номере оказалась ещё один «тинэйджер» женского пола, ещё через день девчата закадрили военных (российских!), а в конце недели Миля и вовсе решила остаться в пределах Гавайского архипелага на всю оставшуюся жизнь. И, совершенно неудивительно, что на обратном рейсе на континент стюардесса без всяких понуканий принесла мне практически на взлёте двойную порцию виски в одном бокале.


Waikiki — это всего 2.5 км Х 2 км, 40 000 гостиничных номеров, 500 ресторанов, 400 баров и ночных клубов, 4 км белоснежного песка и вечное, вечное лето. Бесплатные уроки управления гребной доской, морские черепахи и невероятно вкусные морепродукты. Даже в Токио, хоть все «хинкальни» в районе Гинзы обойди, таких не сыщешь.

Это ещё несчитанное количество первоклассных магазинов, после которых и Лондон, и Париж, покажутся очень напыженной и весьма отсталой деревней.
Тон в Waikiki давно задают японцы, для них здесь даже надписи дублированы на иероглифах. Денег они тоже не считают, что разгоняет гавайские цены до самых заоблачных высот.


Впрочем, есть варианты, кое — где можно заметить надписи «заселяем только мужчин».
Думаю, что это не рыбаки. Гавайи во все времена славились толерантностью к однополым взаимоотношениям. Такого количества радуг на небе я не видел нигде в мире.

Короче, если в шаговой доступности до моря, дешевле 85 долларов за ночь (YMCA) комнату здесь вы не найдёте. B&B – 150 и выше, а так чтобы на первой линии, это когда прямо из номера в купальнике на пляж, то верная двустволка.

Wаikiki давно превратился в один конгломерат с Honolulu, автобусный транспорт здесь работает отлично, и если вы не собираетесь шататься по острову из конца в конец, то можно спокойно обойтись без арендной машины.

В этом году мы с Леной вновь оказались на Оаху по странному стечению обстоятельств, имея на руках лишь билеты туда – сюда и ни каких предварительных договорённостей и резерваций. Для февральских Гавайев это был весьма опрометчивый поступок, с ноября по апрель здесь обычно всё забито, выражаясь языком туроператоров — «высокий сезон».

Небольшой лазейкой в счастливое будущее была палатка MSR, качественные надувные матрасики и телефончик моего однокурсника, доктора биологических наук, Володи Авдеева. Этот «богатенький Буратино» давно сбежал из науки, построил гостиницу в Сочи и, по случаю, приобрёл апартамент — студию в Wаikiki.

На балконе которой, с видом на голубой океан и белоснежные яхты, мы провели первую «брачную ночь с Оаху».

 

Pearl Harbor.

Этот городок примыкает к Honolulu с восточной стороны, тут расположена главная база Тихоокеанского флота США. Но всемирную известность это место получило благодаря атаке японских ВВС 7 декабря 1941 года. В тот день 350 самурайских самолётов за два часа сумели потопить 21 американский корабль и уничтожить 347 самолётов. При этом погибло 2335 человек.

Сейчас здесь выстроен громадный мемориал, состоящий из четырёх отдельных комплексов: USS Arizona Memorial (памятный монумент с пантеоном погибшим на который надо ехать на прогулочном кораблике), USS Bowfin Submarine (подводная лодка – музей расположенная рядом с информационным центром), USS Missouri (один из самых больших линкоров современности) и музей авиации.

Последние две достопримечательности находятся за высоким забором и шлагбаумом на территории базы ВМС США. Туда всех туристов везут на автобусе.

Общий билет на все четыре объекта – 102 доллара, но не торопитесь их выкладывать, на посещение всех них потребуется не менее пяти часов. Прибавьте к этому возможные очереди (каждый год мемориал посещает около 2 млн человек), солнцепёк и транспортировку на кораблике и автобусе. Мы отдали 49 долларов за билет на линкор и, не прогадали.

 

Big Mo

Спущенный на воду со стапеля Бруклинской верфи 29 января 1944 года, корабль получил боевое крещение во второй мировой, затем последовал Корейский конфликт, ну а последний раз главный калибр проекта Айова (ВВ – 63) отработал по наземным целям в 1991, в Персидском заливе. Причём артиллерийские стволы 50 калибра с дальностью поражения цели на расстоянии 23 мили в первом Иракском конфликте эффективно дополняли крылатые ракеты Tomahawk (стоимость 1.87 млн$ за штуку).

ВВ — 63 – это 270 метров в длину, 33 в ширину, высота 66 м, максимальная скорость 32 узла, водоизмещение 58 000 тонн, экипаж – 2800 человек.

Именно на верхней палубе «Big Mo» 2 сентября 1945 года официально закончилась вторая мировая война. В Токийском заливе в тот день представители Японской Империи подписали акт капитуляции союзным войскам (главком – генерал армии Дуглас Макартур). Свои подписи также поставили представители США (адмирал Честер Нимитц), СССР (генерал – лейтенант Кузьма Деревянко), Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Канады, Свободной Франции и Китайской Республики.

«… мы поставили точку в кровавой истории, и я надеюсь, что нас ждёт новая жизнь, полная свободы, толерантности и справедливости…» — произнёс тогда Макартур.

С 1998 года на линкоре открыт музей, даже беглое посещение которого займёт не менее двух – трёх часов. Три палубы, сотни экспонатов, большинство из которых можно трогать руками! Машинное отделение, стоматологический кабинет, ходовая рубка, библиотека, каюта капеллана, почта, кают – компания, столовая и даже бар. Есть отдельная экспозиция по самой войне, а также весьма познавательный и необычный раздел с ёмким названием – «Камикадзе».

… Долг выше, чем горы, а смерть – легче птичьего пера…- Повторяли перед вылетом асы «Божественного ветра». Белый шарф на шее, символ восходящего солнца на голове.

Когда едешь в автобусе по военной базе фотографировать запрещено, а как только высадили – делай что вздумается. Фиговая здесь у них секретность.

Готовя доклад Сталину, отлично владевший японским К.Н. Деревянко, несколько раз выезжал в заражённую радиацией местность Хиросимы и Нагасаки. За что и поплатился ранней смертью в возрасте 50 лет.

 

Hawaii = Coffee + Pineapple + Serfing.

Чтобы получше ознакомиться со всем островом придётся брать в аренду машину, желательно поменьше размером и с большим клиренсом. Полный привод тут нужен лишь в некоторых местах при подъезде к двум — трём горным маршрутам. При получении автомобиля следует внимательнейшем образом всё осмотреть и проверить. Местные авто из арендного парка эксплуатируются и в хвост, и в гриву. Так что не торопитесь уезжать с парковки. К примеру, у нас не замыкался багажник в Nissan Altima. Что было обнаружено лишь через сутки. Пришлось немножко разобрать обшивку (Leаtherman), затем из салона пролезть в багажник и накрепко примотать надёжной верёвкой (всегда вожу с собой 1.5 м) крышку к замку. Также следует помнить – на Гавайях ничего нельзя оставлять на виду в салоне машины. К сожалению, архипелаг наводнён нищими и драмы с разбитыми стёклами тут разыгрываются еженедельно. Но если следовать простейшим правилам безопасности, всё будет замечательно.

Вся береговая линия Оаху – почти сплошные пляжи. Иногда даже со здоровенными черепахами которых запросто можно в воде потрогать. Север острова (особенно вокруг городка Haleiwa) забит серфингистами всех мастей. Главное отличие от прочих подобных тусовочных точек на планете, невероятное количество любителей SUP (стоячая гребная доска).

Они без страха лезут в самые серьёзные волны и мастерски управляясь веслом умудряются глиссировать по гребням. Собственно говоря, гребные доски и были изобретены в Полинезии, а в эру луков и стрел, их вовсю использовали в военных действиях короли сопредельных островов. В нашу эпоху такие доски «принёс» в середине прошлого века Duke Kahanamoku (трижды олимпийский чемпион по плаванию), памятник которому стоит в самом центре Wikiki. Его законно считают отцом современного сёрфинга.

Середина острова – район интенсивного сельского хозяйства где сейчас главный экспортный товар – ананасы, кофе, бананы, шоколад.

В конце 1899 года недавний выпускник Гарварда Джим Дол (Jim Dole) впервые сошёл с корабля в Гонолулу. Кроме диплома агронома, у 22 летнего парня в кармане хранилось 1500 долларов, и он конечно же не предполагал, что через сто лет его плантации на Гавайских островах будут выращивать 30% потребляемых на всей планете ананасов. А рядом с его первым производственным цехом на острове Оаху, из тропических растений будет создан самый длинный в мире лабиринт (3963 метра).

Ананас — фрукт с бразильскими фамильными корнями, обычная многолетняя трава с цветоносным стеблем, превращающимся в конце концов в сочное соплодие. Невероятно вкусен и полезен.

Первый плод вызревает через 18 месяцев после посадки, второй через 32, последний через 45. Затем всё по новой.

Выбирая хороший ананас нужно знать три вещи — он должен быть твёрдым, размер глазок одинаковым по всей поверхности, жёлтый цвет кожуры не означает «сладкий».

Так же следует помнить – незрелый ананас является сильнейшим слабительным.

Вообще же, Гавайские острова, тот редкий случай в истории человечества, когда политическою будущее страны решили фермеры. Долгое время главным продуктом импорта Гавайев был сахар – сырец, основным потребителем – США, которые для защиты своего рынка в середине 19 века установили гигантские таможенные пошлины.

Решение местных «фермеров — олигархов» оказалось весьма необычным – попытаться попасть в юрисдикцию штатов. Этому шагу активно противостоял и американский сенат, и сам тогдашний президент страны Гровер Кливленд. И, если бы не военные, давно оценившие стратегическое значение бухты в Гонолулу, то на карте мира в этом месте «шарика» нынче значилась крохотная монархия или же «Гавайская республика».

Собственно говоря, «республика» на островах просуществовала около трёх лет. Её президентом стал Сэнфорд Дол, а спикером местного «парламента» оказался гражданин Российской империи, широко известный в Европе революционер — народник, Николай Судзиловский (другие имена Каука Лукини, Николас Руссель).

Кофе на Гавайях начали выращивать в середине 19 века и это единственный штат в США, где произрастает кофейное дерево.

А вот здешние плантации шоколадных деревьев (какао – бобы) и вовсе уникальны, нигде в мире они не растут севернее 20 градуса (южной или северной широты). Остров Оаху лежит севернее, и шоколад тут действительно особенный. Сексуально – патриотический.

Наверное, виною тому наш Каука Лукини, который не только был сенатором конгресса США от «Территории Гавайи», но и владел знатной кофейной плантацией на Оаху.

И ананасы, и кофе с шоколадом можно попробовать на Kamehameha hwy, когда будете двигаться с северного берега от Haleiwa в направлении Wahiawa.

 

Kawika.

На Оаху существуют четыре рекреационных парка государственного подчинения и около 20 штук – местного (county). Там всегда будет пресная вода, туалет, а в некоторых местах и душ. Для знакомства с ситуацией можно глянуть на сайт – www.hawaiistateparks.org. http://dlnr.hawaii.gov.

Во всех рекреационных зонах разрешено ставить палатки (где за деньги, где без них), правда следует учесть факт – многие парки облюбовали бездомные философы. Хотя на Гавайях они в душу к тебе особенно не лезут, но будьте готовы наткнуться на небритого босого мужчину, мирно спящего в дамском туалете.

Палатки можно устанавливать и вдоль некоторых пешеходных троп, правда для этого также надо получить разрешение в соответствующем департаменте. Слава богу, все официозы – крючкотворы выдающие разрешения (включая лицензию на пресноводную рыбалку) сидят в Гонолулу в одном здании (1151 Punch bowl st.Honolulu.Hi 96809).

Несмотря на вроде крохотные размеры острова (44 мили Х 30 миль) мы умудрились намотать на спидометр автомобиля 385 миль за восемь дней! Тут ничего не попишешь, если хочешь иметь собственный кусочек океана или эксклюзивный вид на горы придётся отъехать несколько в сторону от отелей и массового «культуришь».

Так же и с плаванием вольным стилем. Океан в этих широтах здесь тёплый круглый год, но спокойной воды, как в бассейне, без автомобиля найти не так просто. Естественно, шикарный пляж в Wikiki, затем Waiahole beach (на 83 дороге, чуть не доезжая Полинезийского культурного центра), Turtle Bay (на самом севере острова), несколько пляжей по дороге от Makuelia до Kaena point (930 тупиковая дорога).

Это те названия, что мы лично проверили. Безусловно, на слуху были ещё несколько известных имен, просто не хватило времени.

Частных палаточных кемпингов мы обнаружили всего два – Malaekahana beach на юго – востоке и Mokuelia, на севере острова. Здесь состригут по 10 долларей с носа, но уже будет гарантирована охрана территории, туалетная бумага, электричество в розетке, душ и собственный океанический пляж. В этих местах можно снять и коттедж, за 60 – 80 долларов.

Все местные путеводители утверждают – самое красивое и безопасное палаточное место, это ботанический сад (Ho’omaluhia, www.honolulu.gov/parks/hbg). Около 30 минут езды от Wikiki по хайвею H-3. К сожалению, мы попали туда в такой дождь, что о палатке и думать не хотелось. К тому же, места здесь нужно бронировать заранее и с двух человек в собственной палатке тут требуют бешеные деньги (18 долларов)!

Практически в любой части Оаху можно найти рукотворные горные тропы разной степени сложности. Начиная от кратера вулкана, Diamond Head чуть восточнее Wаikiki или водопада Manoa falls trail (прямо над Honolulu) и заканчивая Kaena point, в северо – западной части острова, где обрывается дорога № 930.

Есть тропы и посложнее, где нужно обладать альпинистскими навыками. В любом варианте специальная обувь, накидки (в случае дождя) и палки (можно сделать на месте из бамбука) вам понадобятся.

Прямо в городе Wahiawa есть пресноводный водоём – Wilson lake, с двумя петляющими рукавами длинною в три километра. Водятся тут большеротые и павлиньи бассы весом до 3 кг. Лицензия на рыбалку стоит 10 долларов на неделю. Если бы мы были москвичами, то наверняка сделали бы селфи с рекордным трофеем. Но после чистых карельских вод, местная грязь антропогенного происхождения за сорок минут холостых забрсов развела нас с бассами по разные стороны улицы.

Морская рыбалка на Гавайях бесплатная, разрешено всё, даже блёсны – секухи и даже подводная охота.

На Оаху мы оказались сразу после сильнейшего тропического шторма. И когда уже под вечер второго дня приехали на морской берег в Bellows field park (Waimanalo bay), вдруг обнаружили – тут только что прошёл Мамай. С океана дул жуткий ветер, ноги утопали в глиняной жиже, об установке палатки сегодня следовало забыть.

Припарковались в полной темноте перед баптисткой церковью в непонятном нам месте и решили провести ночь в машине. Но не успели надуть матрасики, как из темноты неожиданно появилась группа людей, человек шесть – восемь, все сплошь прилично одетые женщины в сопровождении мужика в шортах и резиновых сапогах на босу ногу. Лицо погонщика было грубо вырублено из камня: крепкие скулы, значительные надбровные дуги, узкие губы, широкий нос. Весь этот набор авторских недоделок дополняли здоровенные бакенбарды, резко обрывающиеся в уголках рта. Таким персонам в глухом переулке кошелёк отдают без лишних вопросов.

Выслушав мой короткий рассказ про пилигримов и апостола Иакова (о существовании которого прихожане даже не подозревали), мужчина неожиданно сделал шаг вперёд и протянул лопату – ладонь : «Cледуй за мной, переночуете как бог послал.»

Кавика приготовил макароны с мясом, мы тоже выкатили на стол все съестные припасы.

Долго разговаривали о жизни в разных ипостасях. Вопросы религии мы старались не затрагивать, но наш подробный рассказ о городе Сантьяго де Компостела, пройденных пилигримских тропах в Испании и Португалии произвёл нужное впечатление.

— Вот видишь Дэзи,- медленно произнёс в сторону жены хозяин дома, — оказывается, настоящие русские нормальные люди.

Кавика налил в стакан дешёвого виски и махнул сотку разом, смачно занюхав это дело рукавом.

— А мы настоящие русские? – Спросила перед сном Лена.

Я не нашёл, что ответить и принялся усердно чистить зубы. Двери в туалет не было.