My old friend Mercury

Андрей Великанов, 13 Апр 2018

В 2003 году я вдоль и поперёк «исследовал» Японию по приглашению Yamaha Motor Company – в те годы японцы активно стремились закрепиться на российском рынке и мне довелось первым среди соотечественников побывать практически на всех подразделениях этой корпорации, штаб-квартира которой расположена в городе Ивата. В качестве сопровождающего ко мне приставили Татэо Мацумото – пузатого коротыша с хорошим английским, который в те годы практически в одиночку довольно успешно заменял всю нынешнюю московскую Yamaha CIS.

Поскольку вдвоем мы преодолели не одну тысячу километров, то успели переговорить обо всем, чем угодно – от подводной охоты (неожиданно, очень даже упитанный Мацумото — сан оказался инструктором PADI), до прозы Сюгюро Ямамото и Достоевского.

Во многом соглашались друг с другом, например, что масло для двухтактных моторов можно применять любое, даже не Yamalube (!), лишь бы оно соответствовало американскому стандарту TC-W3.

В другом – расходились во взглядах. Ведь Мацумото сильно переоценивал силу крика базельского осла в трагической судьбе князя Мышкина.

Однажды я спросил японца – почему в России не продаются керосиновые подвесные моторы, столь популярные в странах юго-восточной Азии.

— Поверь мне, — рассмеялся Мацумото, запихивая в рот очередной суши с икрой морского ежа, — уже через десять лет у вас и на Ямале, и на Таймыре будет использоваться только четырехтактники. Уроки смешивания масла и бензина останутся лишь в учебниках по ДВС и во сне. Тем более, что ваш президент пообещал догнать Португалию по уровню ВВП на душу населения к 2010 году, что безусловно улучшит качество жизни людей в России.

После этих слов японец рыкнул гортанью, немного привстал со стула, насупил брови и резко поднял вверх указательный палец. Наверное, таким же образом адмирал Того напутствовал вверенный ему флот перед Цусимским сражением.

Какое отношение последняя фраза имела к топливной смеси я не понял, но хорошо её запомнил, ибо слово в слово записал пламенную речь Мацумото в путевом блокноте.

Жаль, что этот «японский пророк» из Ямахи уже давно на пенсии – в прошлом году я был и на Ямале, и на Таймыре и могу открыто заявить – до смерти двухтактных технологий еще ох как далеко. Ведь как известно, четыре такта «ослиную мочу» очень не любят, а в таких странах как Россия или Мексика (где мне приходится чаще всего заправляться в отдаленных от центра районах) продать бензин с водой, ржавчиной или с октановым числом в районе 60+ — совершенно нормальная практика. А это совсем не та весточка, что ты ждешь в открытом море — океане, за десять миль от берега на надувной лодке.

Давным – давно, еще во времена СССР, в Ленинграде был крупный коллекционер охотничьего оружия Генрих Генрихович по кличке «барин». В свободное от хобби время, он трудился механиком – наладчиком нескольких АЗС. Барин любил повторять – «объёмно – весовой метод учета горючего не всегда дает правильные результаты».

Что можно было интерпретировать приблизительно так – если не разбавим, то недовесим…

Осенью того же, 2003 года, я обзавелся новенькой меркурийской пятнашкой – той самой, у которой и переключатель скоростей, и красная кнопка «стоп» вмонтированы в румпель. На сегодня, у моего верного американского друга уже более 2000 моточасов за плечами. Никаких серьезных поломок (замена помпы и чистка карбюратора не в счет).

Кстати, именно данный мотор (вкупе с тремя другими – Evenrude 40 и 70 лс и Yamaha 50лс) используется NMMA для выдачи маслам сертификата соответствия стандарту TC-W3.

В автономных путешествиях по гордым, но не очень развитым странам, когда рядом нет ни знающего гида — проводника, ни смышленого механика с набором нужных «головок», а до ближайшей керосиновой лавки километров сто по грунтовой дороге, двухтактный Mercury 15M будет самым правильным товарищем для экипажа из двух человек. 262 куб. см, 6000 об/мин и топливно – масляное соотношение 50:1 дадут вам неограниченную степень свободы.

Он наиболее всеяден и на дрянном бензине умирает последним среди известных грандов. Китайцев в учет не беру и вам не советую, но на дерьмовом топливе я рулил и Yamaha, и Suzuki, и Tohatsu. Разбирается этот «меркуша» обычной отверткой и парой гаечных ключей и если бы не мыши, которые почему – то очень любят электропроводку, может без больших ремонтов верно служить не один десяток лет. 34.8 кг веса – тот предел, что несколько километров на плечах осилит обычный человек, лишь иногда занимающийся для вида физкультурой. Как правило, запчасти для Mercury более доступны и дешевы в любой стране, по сравнению с той же Yamaha, масло в бензин можно лить любое, лишь бы на банке было написано TC-W3.

И жить двухтактники будут еще очень долго, ведь ученики «барина» в странах с пометкой XXL с каждым годом становятся все изощрённее. Если брать конкретно Россию, то про ВВП на душу населения в Португалии нынче у нас совсем забыли, а на повестке дня уже совсем другие обещания от того же самого человека.

Значит все – таки, по вопросу алгоритма распространения четырёхтактников, в чем – то и был прав этот мудрый инструктор PADI Татэо Мацумото.

Впрочем, и постулат о неограниченной свободе можно трактовать по — разному.

Для одного — это будет небольшое озеро, для другого – весь Кольский полуостров, для Йорама Блюма река Иордан. У моего друга Mercury перед глазами весь мир, такой прекрасный и всегда радостный.