Born between the bombs.

Андрей Великанов, 12 Апр 2018

В мексиканской глуши эту семейную пару трудно было не заметить – ежедневно, в районе шести утра, когда все вокруг еще дремлет и заря только – только зарождается, «старички» гуляли с рыжей худой собакой по берегу моря. Да и лодка с самодельным пайолом и странным мотором (4 сильная китайская подделка Briggs/Stratton) у них была весьма сомнительного качества для выхода в открытое море.  Такие ПВХашные перлы на Тихом океане редко увидишь. Тем не менее, практически ежедневно эти улыбающиеся гринго из Вирджинии притаскивали в лагерь кучу разнообразной рыбы, начиная от тунцов и заканчивая селедкой. Причем, всё было поймано на такие простецкие приманки, которые вы вряд ли нынче найдете у новомодных торговцев.

73 летняя Рута Васкус и 75 летний Мартин Фрид познакомились на вершине горы Абрахам в Вермонте 42 года назад и после этого случайного события больше уже не расставались.

— Погоня за деньгами показалась мне в тот год не самым увлекательным занятием в жизни и для освежения головы я решил пойти в горы, — смеется седой Мартин, — тогда и пришлось сказать «прости» первой жене — породистой Нью – Йоркской цаце на «high hills» и навсегда устремиться за девушкой с рюкзаком и палаткой. Наверное, так же мой литовский дед драпал прочь от рекрутов русской армии. На хуторе надо было картофель сажать, а его отправляли немцев бить.

Еще ярче оказалась жизненная история коренной литовки Руты родившейся в ноябре 1944 года непонятно в какой стране прямо под бомбами. Ведь её предки испокон веков жили на стыке Литвы, Польши и Восточной Пруссии. И в упомянутом году, спасаясь от приближающегося фронта, на лошадях и повозках семья Васкус двигались по направлению «на запад».

— От немцев, русских или поляков у нашей семьи были сплошные неприятности – первые сгоняли в лагеря, вторые – в Сибирь, а третьи тоже напакостили – разграбили ферму.

— С русскими можно дружить, когда это происходит по вашим правилам, — с доброй улыбкой философствует Рута, — другой вариант в отношениях с Россией для малых народов и стран невозможен!

Таким образом Васкусы и оказалась в США в 1949 году. Самое удивительное, что она собрала фотографическую историю своих предков начиная с середины 19 века.

Мартин и Рута дома в Вирджинии живут всего четыре месяца в году, но этого времени вполне хватает, чтобы «создать» около 300 литров замечательного фруктового вина (4 перегонки, 4 сорта и 15 оборотов!). Остальное время влюбленные путешествуют, заготавливают рыбу, пишут и издают книжки по рыбалке, собирают полудрагоценные камни и делают футболки с самым футуристическим дизайном. Словно от цветущей весной черёмухи, от них исходят такие флюиды умиротворения и задора, что просто не хочется с такими людьми расставаться.

Их янтарную «Грушевку» 2017 года ёмкостью в 1.5 литра мы вчетвером дружно распили прямо на морском берегу, а что еще остается делать рыбакам, пилигримам и путешественникам. Чаще всего в тот вечер звучали тосты за нерушимое братство литовцев, русских и американцев, а также всех прочих народов и мир во всем мире! Ведь у нас нет границ, а значит никогда не будет споров за то, что никому не принадлежит – свободу и право мыслить, как велит сердце.