Wiatr i woda — добро пожаловать в края янтаря и романтики.

Андрей Великанов, 16 Авг 2018

«Ветер и вода» – название традиционной боутинговой выставки, которая в 2018 году в 13 раз состоялась в польском городе Гдыня.

Попал я на этот праздник в составе команды «Mission Study Tour» куда вошли представители России, Арабских Эмиратов, Иордании и ещё один чудак на букву «м» из Ливана. В этой сборной солянке оказалось «два с половиной» журналиста, остальные так называемые «деловые партнёры». То есть персоны, кто теоретически смог бы увеличить экспортный потенциал Польши. Мне удалось заманить на свежую «Краковскую колбасу» Андрея Прудникова, нашего известного экстремала по водным делам, который попутно имеет в Сургуте два салона водной техники и небольшую верфь, где самолично варит оригинальные алюминиевые корпуса длинною 7 – 10 метров.

В программу поездки входило также посещение трёх верфей, самой большой в Европе готической крепости (Malbork), тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы, различные семинары и встречи с важными персонами, включая главного редактора журнала Zagle (Waldemar Heflich) и генерального секретаря Европейской палаты лодочной индустрии Sandrine Devos.

Сразу по прилёту в Гданьск нам был вручён красочный журнал, открывающийся статьёй – «Польша – страна сюрпризов». Без преувеличения могу сказать, эта фраза было ничто иное, как сама истина и, даже тот факт, что в гости к Леху Валенсе мы так и не попали, никоим образом не испортил великолепное впечатление от современной Польши, поляках и конечно же, созданного здесь за последние четверть века водномоторного и яхтенного парадиза.

Кстати, Валенса до сих пор живёт в Гданьске и у него восемь детей.

 

Лучше раз увидеть.

Забегая несколько вперёд скажу – за все пять дней, проведённые в этой части Польши, нам ни разу не удалось увидеть живого полицейского или мигранта с Ближнего Востока, о которых так любят трубить российские новости. Отношение к нам было самое доброе и сердечное, словно опять ступили в эпоху развитого социализма имени Л.И.Брежнева.

Экономика Польши оказалась на подъёме (в 2017 году выросла на 4.2%), в страну потоком текут инвестиции и в области маломерного судостроения тут работают порядка 1000 предприятий (конкретно судостроительных – 200), на которых трудятся 35 000 человек. Денежный оборот яхтенно – моторной индустрии страны оценивался экспертами в 1.86 млрд. евро (2016 год).

 

Немного водномоторной истории.

В первой половине 20 века у Польши было всего 50 км берега Балтийского моря, Гданьск назывался Данциг, а самым известным морским сооружением страны был деревянный пирс в городе Сопот (кстати, самая длинная подобная «деревяшка» в Европе – 511.5 м).

Всё изменилось после 1945 года, когда у страны оказалось уже 770 км Балтики, а руководство социалистического лагеря очень мудро возложило на Польшу ответственность за маломерное судостроение. И хотя 80% вей продукции верфей Teliga, Conrad, Polsport приходилось на СССР, сначала их деревянные, а потом уже композитные яхты хорошо знали и в ГДР, и в Румынии, и в Болгарии.

После коллапса начала девяностых прошлого века, маломерное судостроение страны довольно быстро обрело второе дыхание и на сегодняшний день Польша занимает первое место в Европе (а в мире второе, после США) по производству катеров размером от 6 до 9 метров. Учитывая, что 80% всех катеров Старого Света имеет размер менее 8 метров, не сложно понять, какой вклад сюда вносят поляки.

Всемирной известностью также пользуются построенные здесь парусные яхты до 15 метров, мегаяхты премиального сегмента до 24 м, катамараны и супер- яхты до 40 м. Есть чем здесь похвастаться и в сегменте плавучих дач, водоизмещающих катеров и высокотехнологичных судов для внутренних водоёмов (в Польше есть 7000 озёр).

В 2017 году в стране было произведено 22500 различных корпусов из которых 95 % (порядка 400 млн евро) пошли бороздить водные просторы других стран.

Четвёрка основных импортёров местных верфей выглядит следующим образом: Норвегия, Франция, Германия, США. Эти имена покупателей говорят об одном – вопросы качества и мореходности у потомков Адама Мицкевича на очень высоком уровне.

В Польше выпускают свои борта такие известные мировые имена как Axopar, Bayliner, Beneteau, Fiskars boats, Jeanneau, Nordkapp, Quicksilver, Sea Ray, Uttern.

Этому способствуют привлекательный инвестиционный климат, низкая инфляция и квалифицированная и сравнительно дешёвая рабочая сила.

Тем не менее, как сказал главный редактор журнала Zagle, внутри страны с населением 38.5 млн. человек зарегистрировано всего 60 000 маломерных судов (1 борт на 222 семьи) в то время как в Финляндии с населением 5.5 млн – 800 000 регистраций (1 лодка на 4.5 семьи). Так же мы с удивлением узнали, что даже в Польше количество людей занимающихся парусными делами с каждым годам становиться всё меньше.

 

Без бензина и с удовольствием.

Polboat (палата яхтенной индустрии и водных видов спорта Польши, основана в 2006 году) объединяет 70% предприятий этой сферы и активно занимается маркетингом. Учитывая экспортную направленность местного судостроения, это очень и очень нужная организация.

Murator Expo – входит в Polboat и отвечает за организацию выставок, в частности за крупнейшую в Польше – Warsaw International Boat Show.

PAIH (Польское инвестиционно – торговое агентство) – изыскивает фонды для поддержки рекреационного судостроения. Учитывая, что неуступчивое руководство страны крепко держит бюрократов Евросоюза за горло (Польша тут самый крупный бенефициар, в 2014 – 2020 годах из Брюсселя в общей сложности получит 100 млрд. евро), рекреационное судостроение в ближайшей перспективе здесь будет только преуспевать.

После такого непростого вступления, станет более понятно, отчего рано поутру 10 августа «журналисты» оказались на одной из крупнейших в стране верфей Conrad.S.A. (www.conradshipyard.com), где расположено уникальное производство по изготовлению парусов – Sail Service (www.sailservice.pl).

— В советское время 80% нашей продукции направлялось в СССР. – Говорит на хорошем русском мой старый знакомый Тадеуш Войтович. – Вообще, мы шьём паруса уже почти 70 лет и сегодня экспортируем их в 38 стран мира. В год выдаём заказчикам – 100 000 квадратных метров!

Для пущей убедительности поляк продемонстрировал печатный листок, где были перечислены Tall ships имеющие на вооружение паруса из Гданьска.

Имеют отношения эти ребята и к «Полтаве» спущенной на воду в этом году в Питере. Оказывается, в Гданьск приезжали на обучение российские мастера парусного дела.

В цехах очень просторно, некоторые швейные позиции опущены на метр под пол, так удобнее работать. Главный сегодняшний парусный материал – дакрон, плотностью 560 г/м2.

На основной верфи строится порядка 200 корпусов в год.

— Остались ли россияне в клиентском списке?

— После 2014 года ваши соотечественники заказывают 4 – 5 яхт в год. – Говорит Тадеуш. – Стоимость каждого проекта не менее 5 млн. долларов. Правда россиянами эти яхтсмены числятся лишь номинально, поскольку и живут вне РФ (последний заказчик был из Эстонии), и порты приписки судов будут вне пределов юрисдикции ФСБ.

Следующую Гданьскую верфь мы нашли с превеликим трудом. Водитель долго путался в узких проездах среди унылых серых блочных промышленных коробок без названий, столь типичных для предместий российских городов. Тем не менее «Зелёная верфь» (www.greendreamboats.com) оказалась производителем довольно современных композитных катамаранов Solliner (6.20Х2.32 м, вес 800 кг) с электромотором Torqeedo (2 – 4 kw).

Комфортабельный кокпит на 10 человек, скорость 11-14 км/час, 16 часов без подзарядки аккумуляторов, регулируемая по высоте крыша и никакого запаха бензина или масла!

И всё это благодаря гибким солнечным батареям, вмонтированным в крышу.

— Кто покупает такие катера? – Интересуюсь у директора производства Мацея Зайцева.

— Все, кто угодно, есть и отдельные клиенты, живущие в глуши, так и компании, использующие катамаран как водное такси. В частности, в Стокгольме, шведский инвестор полностью окупил свои затраты всего за пять месяцев. При базовой стоимости судна в 40 000 евро, после эксплуатации его с апреля по сентябрь было выручено 50 000!

— А хватает ли такого маломощного двигателя?

— Кому – то это даже много. – Смеётся Мацей. – Один наш финский заказчик попросил установить движок мощностью 1 kw. Условия эксплуатации наших судов очень различны, ведь они бороздят воды и в США, и в Австралии, и в Бразилии. Есть они в Японии, Саудовской Аравии и даже на Шпицбергене. По сертификации, базовый катамаран проходит по категории С, модель Solliner S –  в категории D. Вообще при выходе в море рекомендуем брать на борт не более 6 человек.

Компактное судно умещается на простейший автомобильный трейлер и за счёт опускающейся крыши может храниться в низких помещениях.

Посещение этой верфи лишний раз убедило нас в отсталости России в области бытового использования солнечной энергии. Кстати и в дальнейшем на выставке мы увидели большой стенд (www.activesol.energy), где можно было приобрести всё необходимое для получения бесплатного электричества в открытом море.

Себастьян Маевский, владелец верфи Techno Marine (www.technomarine.pl) и новенького автомобиля Land Cruiser (а это очень необычно для Польши), вроде даже немного растерялся, увидев толстых и задумчивых журналистов из Эмиратов.

— Рассказывать тут нечего, всё и так видно, если что – спрашивайте. – Себастьян резко подвёл черту под вступительным словом.

Действительно, здесь всё на виду – раскрой алюминия, матрицы для стеклопластика, хайполон для рибов.

— Неужели и баллоны сами клеите? – Удивляюсь я.

— Всё, всё тут делаем! От пяти до 20 метров, а по цене в пределах 5000 – 300 000 евро. Но в планах есть идея постройки многофункционального 25 метрового судна (Luna 25). Оно уже потянет миллионов на пять.

На верфи сейчас трудятся 50 человек и география портов приписки расположена далеко от Мальборка. Сейчас у Маевского строится 10 полноразмерных рибов для десантников Пакистана.

 

Виражи на Балтике.

Выставку в Гдыне курировало министерство спорта и туризма Польши, а открывал её мэр города Войчех Штурек.

И вообще тут было много важных личностей и с погонами, и без них, включая уже довольно пожилого яхтенного капитана Кшиштофа Барановского, Мариуша Копера (Антарктика, «Katharsis II») и Симона Кучинского (две кругосветки на Maxus 22 «Atlantic Puffin»).

130 стендов, 121 судно на воде, 15 гидроциклов (в основном BRP), пять рибов, один самолёт (www.cirrusaircraft.com) и ни одного мотора или борта китайского производства. Впрочем, и самих азиатов здесь так же не было, что даёт повод крепко задуматься в нужном направлении.

Алюминия нет и в помине, сплошной пластик.

Было отрадно впервые в живую пощупать на транце Suzuki мощностью 350 лошадей или снять новый колпак с Mercury 300, внимательно разглядеть 50 сильный турбо дизельный подвесник Yanmar 111, испытать 150 сильный Mercury Sea pro, о существовании которого мы не подозревали.

Galeon – 7 моделей, Invictus – 5, Parker – 7, Northman – 3, Sun Camper, Nordkapp – 5. Princess V 48. Это из списка высшей лиги.

На воде было иного новичков, например, D-Boats (www.d-boats.com) с моделью 550 чёрного цвета. Если учитывать купальную платформу, то длина корпуса уже 6 метров. Пять человек на борту, супер музыка (Apollo system), каюта на двоих (заползать на корточках), мягкие кресла, дорогая отделка и великолепные ходовые качества (на 115 Mercury спидометр мигнул цифрой 68, под мотором 200 л/с можно выжать и 90 км/час).

Павел Сероцкий, один из владельцев верфи, что был с нами в лодке позволял вытворять с катером всё, и даже больше. До такой степени, что как – то стало неуютно без спасательных жилетов. Особенно, когда за штурвал сел вышеупомянутый ливанец, который подняв трим и мгновенно выдав 6500 оборотов, уверенно направил катер в бетонную стену Гдынской гавани. Продлись ещё секунда и командор Прудников дал бы лысому мусульманину в челюсть, я лично видел, как напряглись бицепсы у нашего сибиряка. Кстати, спасательных жилетов за три дня на воде, я так не увидел.

В общем, проект D, это хорошая игрушка для детей богатеньких Буратино – стоимость катера в базовой компоновке – 60 000 евро.

Northman – довольно известная в Европе верфь (www.northman.pl, бренды Maxus, Nexus, Courier).  20 лет за плечами и в последнее время 150 – 200 корпусов в год.

Мы идём в море на новинке этого года – Northman 1200 модели с одним дизельным Yanmar 110 (есть опция установить два движка). Скорость 6 узлов (максимальная 9.6) и при наличии двух баков объёмом по 240 литров каждый, твоё автономное путешествие может продлится вечность. И внутри, и снаружи катер выглядит очень богато, обычно такой дизайн, рубки, салона и каюты можно увидеть на яхтах, росточком по более 40 футов. Хотя стоит этот катерок «всего» 170 000 евро, но если ты устал от издержек по содержанию элитной яхты, а ещё есть силы ходить в море, или же на все сто закатить ужин с парижскими кокетками на собственном борту, то это и есть тот самый случай.

Parker 110 Monaco (www.parkerpoland.com) — новинка одноименной верфи, в прежние годы известной своими многофункциональными кабинными рибами.

Два Mercury Verado 300 на транце позволяют с 8 пассажирами разгоняться до 37.5 узлов. Даже страшно подумать, сколько денег уйдет на одну заправку. Но если у тебя есть 270 000 евро на новенький Моnасо, то такие мелочи тебя волновать не должны.

Уже в первый день выставки нам с командором приглянулся небольшой катер с закрытой рубкой – Pegazus 560 Top Fisher. Именно у него на транце крепился Mercury 150 Sea pro.

Семейная верфь Ярослава Жувалевского (www.pegazus-boats.pl) выпускает 6 моделей катеров и моторных лодок размером от 3 до 6 метров.

Top Fisher (5.4Х2.54м, вес 800 кг) есть тот классический пример судна, которое внутри кажется больше, чем снаружи. Просторная ходовая рубка (с выдвижным за рубку пультом управления), комфортная каюта, эргономично организованное палубное пространство с максимально возможным количеством рундуков и складным столом оригинальной конструкции. Релинги, спиннинговые стаканы из нержавейки, до миллиметра подогнанные двери рубки, удобный проход по планширю в носовую часть катера, стеклоочистители, обдув стёкол. Всё это не осталось незамеченными экспертами авторитетного журнала Zagle, номинировавшего катер на звание лучшего в Польше!

Если услышать, что цена товара обозначена в 15 000 евро, то после ходовых тестов невольно задашься простым вопросом – как ты жил до августа 2018 года, не ведая о существовании Pegazus.

Очередной сюрприз ожидал нас в крепости Мальборк (www.zamek.malbork.pl), где шеф повар ресторана Богдан Гацко пообещал накормить гостей куриной грудкой, о которой придётся вспоминать всю оставшуюся жизнь. Если учесть, что в средние века 100 постояльцев крепости обслуживало 3000 человек, то поверить шефу Богдану можно было даже без стопки «wodka smakowa», которую он, впрочем, и не предлагал, зато с удовольствием выпил сам.