В гостях у корабелов Голландии

Андрей Великанов, 19 Янв 2017

Из учебников истории хорошо известно, что именно в стране тюльпанов молодой Петр I набирался уму разуму  — немного поработал плотником, постигал основы корабельного дела, обучался навыкам навигации.

Много воды утекло с тех пор, но и сегодня по части рекреационного судостроения и  активного отдыха на воде, Нидерланды стоят впереди планеты всей. Hа 17 млн. населения тут 12 000 хорошо оборудованных марин и примерно 450 000 маломерных судов (средней длины 10 – 12 м) из которых только 180 000 зарегистрировано! Столь малая цифра учета объясняется тем, что в Голландии не требуется ни судоводительских удостоверений, ни государственной регистрации на корпуса меньше 15 метров и не развивающих скорость больше 20 км/час. Забегая несколько вперед дополню картину еще одной удивительностью – на двух дневных тестах мне ни разу не попадались на глаза спасательные жилеты, поскольку на борту их можно не иметь, это дело исключительно  добровольное. Так же, нет у подданных короля Виллема – Александра и четкой цифры работающих в стране верфей, ибо многие фирмы выпускают лишь по один два катера в год и известны только узкому кругу ценителей прекрасного.

Впрочем, в отличии от России, где как ни привлекай иностранцев к автопрому, а все одно на выходе получаются «Жигули», те суда что мне нынче довелось протестировать в Амстердаме, без всяких подмалевок потянули бы на очень высокие оценки от самых строгих и придирчивых экспертов.

Пусть не обижаются отечественные кораблестроители – но по критерию «цена/качество», в мировой конюшне жестких корпусов, нам еще ой как далеко до этих самых Голландцев.

HISWA – ассоциация боутинговой индустрии Нидерландов в сентябре предоставила  возможность для журналистов профильных изданий Европы протестировать около десятка судов и поговорить с их создателями.

Прежде чем приступить к подробному повествованию о последующих событиях хочется сделать еще три добавления к общей картине Голландского судостроения и боутинга. Процентов на 50% это яхтенная страна, в том смысле, что парус, ветер и шкоты. И многие пожилые яхтсмены уже не могут активно работать с такелажем, что приводит их к мысли о приобретении моторного судна с яхтенной душой. Второй важный момент – экономия и экология. То есть здесь мы увидим много электрических силовых агрегатов, а устанавливаемые на суда движки порою расходуют пол литра топлива на час работы и пахнут исключительно соляркой. Ну и последнее – хранение и обслуживание судна длиной 10 метров в Голландии не столь обременительно, как в других странах (для корпуса 10 метров годичная швартовка в яхт клубе обойдется в 2000 евро), что сразу переводит это дело из эксклюзивной забавы богатеньких Буратино, в очень разумную статью расходов семейного бюджета.

Ну а теперь плавно переходим к водным процедурам, где я перечислю катера и все что с ними  связано в хронологически тестовом порядке, не останавливаясь при этом на качестве всего и вся – во всех нижеперечисленных случаях, оно было  безупречным.

Dutchcat (www.dutchcat.nl)

Бывший полицейский и госчиновник, 60 летний Ян ван Эйк, постарался в одном корпусе соединить катамаран, яхту и стильный хауз – боут. И это ему удалось! Правда для полной реализации проекта потребовалось 4 года и миллион евро, но на только что прошедшей Амстердамской выставке, его катамаран был номинирован на Европейскую моторную яхту года и на тесты 12. 5 метрового судна яркого померанцевого цвета, к нему записалось 33 потенциальных покупателя. И это в сытой – пресытой Голландии!  Такой успех можно обяснить не только вместимостью (катамаран может взять на борт 12 человек), высотой кают и салона (2.2 и 2.5 м) но и возможным  набором силовых установок (6 вариантов). От чисто электрического (2 Х 10 KW, максимальная скорость 16 км/час) до гибридно – дизельного ( 2 Х 132 KW +  2X 10 KW, максимальная скорость 40 км/час). Причем на самых больших оборотах шум двигателя не превышает 77 dba.

Interboat (www. Interboat.nl)

Верфь площадью 7000 кв. м. существует с 1994 года и за это время выпустила более 3000 корпусов длинною от 17 до 35 футов. В выпускаемой линейке судов три бренда и 18 моделей – Interboat, Intender, Intercruiser. Первые два имени предназначены исключительно для отдыха на воде большой компанией в режиме одного дня. Например, 17 футовая модель Intender с 18 сильным солярочным движком (стоит 28 000 евро) очень популярна у чартерных компаний, сдающих катер за 200 евро в день. Мы же вышли в море на 2 тонном Intender 820 с дизельным движком Volvo Penta. При 1200 оборотах катер развивает скорость в 7 узлов и кушает  всего 1.5 литра соляры в час. Весь тик в кокпите заменен пластиком, хотя даже на ощупь отличить эту обманку довольно сложно, зато ухаживать за таким покрытием гораздо проще и дешевле. Пост управления катером смещен в корму и на борту есть и холодильник и раковина с краном, под всеми сиденьями располагаются достаточно вместительные рундуки. В носовой части катера сделан довольно оригинальный гальюн (три варианта – сливной, химический или ведро), в общем все и вся тут предназначено для беспечного отдыха разноликой веселой компании. Видимо по этому и клиенты верфи самых разных возрастов – от 35 до 70 лет.

Intercruiser 34 уже классическое прогулочное судно для длительных переходов, тут есть широченная кают –компания и отделанная светлым дубом каюта. Ходовая рубка закрыта складным тентом, убрав который можно получить приличных размеров солярий для трех поколений одной семьи. Силовая установка так также дизельная Volvo Penta (110 лс – 20 км/час, 250 лс – 35 км/час).

Отличительной чертой корпусов от верфи  семьи Шутен (Schuiten)  является привальный брус выполненный из красивейшим образом заплетенного морского каната.

Sossego Comfort 22 (www.gebrvanenkhuizen.nl)

Когда попадаешь на 22 метровую алюминиевую яхту стоимостью 4 миллиона евро и весом 48 тонн, то невольно начинаешь искать глазами что – то действительно необычное. В случае с детищем Гебродера ван Енхузена, приятные неожиданности начинаются прямо с кринолина, где гидравлическая купальная платформа может поднять вас на 90 градусов в верх или же опуститься ниже уровня воды.

Полностью звукоизолированное машинное отделение представляет из себя в буквальном смысле произведение инженерного искусства и находится в задней части судна и там расположены два 12 цилиндровых дизельных двигателя Man мощностью по 1500 лс каждый. Такая спарка позволяет яхте развить скорость до 39 узлов. Скорость действительно приличная, особенно, если управляешь яхтой с открытого всем ветрам флайбриджа.

Учитывая возможные желания потенциальных владельцев погонять, объём топливного бака тут увеличен до 7000 литров (запасы воды 1800 литров).

Дизайн яхты выполнен известной голландской фирмой Mulder Design, с 1980 года создавшей ужу более 500 корпусов в люксово – скоростном сегменте.

Отделанные тиком внутренние интерьеры органично сочетаются со внутренним убранством кают компании и кают, где особенным лоском выделяется хозяйская.

Там можно найти просто громадную ванную комнату с полным набором приблуд для удовлетворения запросов хоть самой Аллы Борисовны.

Верфь из Маккума строит одну такую яхту в год, бизнес исключительно семейный и тут нечему удивляться, что качество изделия будет самого высочайшего ранга.

Linsen (www.linsenyachts.com)

 

Эта семейная верфь с 65 летней историей считается крупнейшей в Голландии по количеству выпускаемым стальных корпусов размером от 29 до 60 футов. Здесь работает чуть более 10 человек. Посмотрим на цифры и увидим, что в 2008 со стапелей в Маасбрахте было спущено на воду 100 катеров, в прошлом и нынешнем годах по 60. Если очень примерно, то 29 футовый катер стоит у них 200 тысяч, 40 футовый – 400 тысяч, а 60 футовый миллион евро. Для тиковых и вишневых салонов это в общем – то и не так дорого. 30% катеров покупают немцы, 20 остаются на родине, остальные разлетаются по всему свету. Все суда этой верфи водоизмещаюшие с круизной скоростью в районе 7 узлов. Они оборудованы дизельными движками Volvo Penta мощностью 75 и 110 лс. На такой скорости начинаешь всерьез задумываться над главным лозунгом этой верфи – «Сбавь скорость и начни жить!»

У семейства Линссен также есть чартерная компания (www.rentalinssen.com) с отделениями во многих странах Европы.

За штурвалом нашего катера стоял сам седой Ян Линссен, представитель третьего поколения судостроительной семьи.

 

Dutchman 52 (www.sturier.com)

Верфь Sturier известна на рынке с 1918 года, когда Аук ван дер Верфф в городке Ставорен начал строить рыболовные суда. Сейчас верфью руководит его внук, то же Аук, хотя предприятие с 25 сотрудниками нынче строит уже на «рыбаков», а элитные яхты размерами от 52 до 67 футов. Не более люксовых 5 корпусов в год, так что, если хотите купить здесь судно, то заказав в сентябре текущего года, ваш заказ начнут выполнять только в ноябре 2017! И это несмотря на цену – не менее полутора миллиона евро за борт. Яхты строится около года и за это время клиент, согласно договора, делает 8 – 10 платежей.

Основные клиенты компании это бывшие яхтсмены которым перевалило за шестьдесят лет. Среди покупателей на первом месте стоят швейцарцы, на втором – немцы.

Dutchman 52 оборудован двумя дизелями Deutz DT 66 мощность 170 лс. Это позволяет разогнать 33 тонное судно до 11 узлов (крейсерская скорость 9).

Судно сертифицировано на категорию А и запасом топлива в 2500 литров может в автономном плавании пройти 1000 морских миль.

На этом судне были установлены довольно оригинальные транцевые стабилизаторы работающие по принципу вращающейся турбины (www.antiroll.com). Они могут выполнять свою функцию даже при скоростях судна близких к нулю. Правда цена комплекта вместе с установкой для этой яхты составила 60 000 евро. Но эта цифра видимо не отпугивает морских волков – на прошедшей в Амстердаме выставке было продано 14 таких комплектов.

North – Line 42 (www.north — line.nl)

North – Line Yachts совсем небольшое семейное предприятие (15 работников), которое было основано в 2007 году и с того момента верфь продала всего 25 композитных судов размером от 34 до 60 футов. Все они строились только под конкретного клиента. На борту катера журналистов принимал моложавый владелец и он же исполнительный директор предприятия, 44 летний Сипко ван Слуис. Похвастаться ему было чем – буквально месяц назад именно на этом катере он за четыре недели совершил поход из Нидерландов до Исландии и обратно.

Катер оказался самым маленьким моторным судном, что проделало этот путь из Европы. В данной комплектации судно стоит 900 000 евро и весит 13 тонн, с двумя стационарами мощностью по 480 лс, развивавает скорость до 30 узлов. При скорости 17 узлов без дозаправки катер может пройти 440 миль, при 7 узлах – 2000.

  • Я с 4 лет помогал отцу строить корабли, — говорит Сипко, — даже мама смеялась, что у меня вместо крови в организме морская вода. В молодости я регулярно гонял моторные яхты из Голландии в Норвегию и хорошо помню, когда волна 6 – 8 метров, то может сломаться все что угодно, поэтому у меня везде тройной запас прочности, например толщина бортового композита 38 мм.
  • Можно ли сравнить ваши проекты с катерами финской Targa?
  • Если волна до 2 метров, то бесспорно, а вот когда четыре и более, то в финском салоне будет не так комфортно, как у меня на борту.

По мнению Сипко, его клиенты это люди любящие суровые морские реалии и вместе с тем не пренебрегающие комфортом. В этом можно убедиться заглянув в главную каюту с громадной постелью посредине или же в гостевую, где между койками в лакированном шкафчике установлена полноразмерная стиральная машина!

Privateer Trawler 52 (www.privateeryachts.com)

С 1997 года эта верфь спустила на воду сотню моторных стальных яхт размером от 37 до 84 футов. Большинство из моделей предназначено для длительных океанических плаваний. Мы идем в море на 35 тонном катера с двигателем John Deere мощностью 236 лс. Запас топлива – 5500 литров, то есть с круизной скоростью 7.5 узлов мы можем пройти до следующей заправки 2500 – 3000 морских миль. Цена этого шедевра судостроения чуть больше миллиона евро.

Пару лет назад такой  60 футовый траулер заказал один наш соотечественник, правда установил он туда гораздо более мощную силовую установку и нафаршировал корпус на 2. 5 миллиона. Катер дошел своим ходом до Испании, а клиент из США собственноручно перегнал покупку из Амстердами в Нью – Джерси.

По словам менеджера верфи Йохана ван дер Линдена, когда работаешь в сегменте премиум класса, то спешка совершенно ни к чему. Сварка одного подобного катера занимает около 5 месяцев. Каждые 40 см в корпусе идет ребро жесткости, а для звукоизоляции под палубой проложен 4 см слой каучука. Релинги из нержавейки приварены к стали так лихо, что  ровность лака над швом не отличается от покрытия капота Porsche.

Внутренняя отделка салона и кают оформлена тиком или вишней. И каюты и ходовая рубка и кают – компания внушают тебе чувство полной уверенности в завтрашнем дне.

Neptune (www.neptune.nl)

На десерт, голландцы пригласили нас на фабрику, где изготовляют матрасы и подушки для люксовых яхт. За швейными машинками сидят местные рабочие и ни каких даже намеков на хиджаб или шоколадный загар от рождения.

  • Почему не в Китае? – Тут же спрашивают журналисты.
  • Да вы с ума сошли! – Энергично машет обеими руками директор фабрики Марсель Ботман. – Для сегмента «люкс» китайское качество совершенно не подходит. Ведь 80% времени на борту судна ты сидишь или лежишь! Кто – то закажет слоновую кожу, а кто – то леопарда. Я ведь могу контролировать качество изделия только лично потрогав его руками. Наверное по этому, уже 18 лет с момента основания фирмы, количество заказов ежегодно увеличивается как минимум на 10%, а в 2015 мы реализовали продукции на 3.5 млн евро.

Казалось бы, что сложного в спальном матрасе? Оказывается – не тут то было, на «Нептуне» для их изготовления используют 40 типов наполнителей.

Впрочем, из гусиного пуха матрасы тут не делаются, ибо стоимость такого раритета превысила бы 4000 евро. У Ботмана разброс цен таков – от 400 до 1500 евро, учитывая тот факт, что он реализует продукцию напрямую клиенту.

  • Сто евро за матрас, это не ко мне, ведь получится исковерканный позвоночник! – Проводил нас широченной улыбкой директор Ботман.

Интересно, что думают по этому поводу российские судостроители, ведь им обычно некогда думать о таких мелочах.